Долгое время нарды существовали бок о бок с шахматами, будучи не менее популярны. В наше время классический комплект нард сделан так, чтобы, перевернув доску, можно было использовать ее для шахматной партии. Однако шахматы с течением времени все больше приобретали качества искуства, спорта и, если хотите, даже науки. Нарды же сохранились именно как игра.
Американка
Американка представляет собой разновидность игры в нарды, которая была очень популярна в южных штатах Америки. Перед началом игры проводится жеребьевка, в ходе которой игроки определяют, кто какими шашками будет ходить. Игрок белыми расставляет по две шашки в нижней левой четверти - в 1-ю, 2-ю и 3-ю лунки, а остальные 9 выкладывает на бортик. Игрок черными расставляет все шашки в нижней правой четверти: две шашки в 9-й лунке, пять - в 10-й лунке, три - в 11-й и пять - в 12-й.
Игрок черными делает обычные ходы, а белому придется постепенно вводить в игру свои шашки. Но за это "неудобство" в случае победы он получит сразу три ставки. Ему же принадлежит и право первого хода. Движение в игре происходит против часовой стрелки. Черные двигаются в левую верхнюю четверть, затем в левую нижнюю - в свой дом. Белым шашкам также нужно сделать круг на игровом поле и собраться в своем доме, в левой верхней четверти.
Битых шашек в этой игре нет, а главной задачей игроков является поскорее собрать шашки в доме и выбросить их оттуда. В процессе игры можно запирать шашки противника, т.е. стараться выстроить на их пути цепочку из шести шашек.
Игрок, который первым выбросил все шашки, считается победителем. Перед началом игры оговаривается сумма одной ставки. В случае победы игрока черными шашками он получает одну ставку или ставки, положенные в ситуациях марс и оин. Если игрок белыми успевает первым выбросить шашки, то он получает сразу три ставки.
Голландский триктрак
В этом варианте все шашки вводятся в игру с борта. Игроки поочередно бросают кости и начинают делать ходы, когда все шашки сняты с борта. Далее все идет по общепринятым правилам.
Длинные нарды
Играют двое. Игра идет на специальной доске. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока. Наборы шашек у игроков разного цвета. Первоначальная расстановка шашек показана на рисунке. Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.
Начальное расположение шашек на доске называется "голова", ход с этого положения называется "ход с головы". За один ход с головы можно взять только одну шашку.
Право первого хода разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар). Это жребий: право первого хода получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков кидок повторяется.
Бросать кубики (зары) лучше из небольшого стаканчика или коробка, но можно и из ладоней. Следует стараться кидать так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски или упали на пол, на стол (тем более под стол), или кубик одного из игроков встал косо, прислонившись к бортику или шашке, то бросок повторяют.
Игрок должен пройти всеми шашками полный круг, пройти ими в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник. "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от "головы" на 18 клеток.
Термин "выбрасывать" означает делать ими такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски. "Выбрасывать" шашки можно только после того, как все шашки "пришли в дом".
Игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую - на пять клеток. При этом с головы можно брать только одну шашку.
Ничьей в нардах нет. Если один игрок выбросил все свои шашки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои шашки. Партия заканчивается.
"Марс" и "оин"
Расчет в нардах производится по заранее оговоренной ставке.
Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс". В этом случае проигравший платит двойную ставку.
Положение, в котором один игрок успел войти в дом всеми своими шашками, но другой уже выбросил все свои шашки, называется "домашний марс". Проигрыш в нем оплачивается также в двойном размере.
Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется "оин". Проигравший "оин" платит одинарную ставку.
Гюльбар - разновидность игры в длинные нарды
Азарт и динамичность этой игры заслужили ей прозвище "бешеный".
Отличия от игры в длинные нарды:
Если один игрок не может доиграть выпавший ему камень, ходы за него делает противник.
Игрок, выбросивший дубль и доигравший его до конца, бросает снова. Если же доиграть выпавший камень не представляется возможным, то доигрывает противник, к которому переходит и право броска.
Существует вариант, когда при выпадении дубля игрок должен сыграть последовательно все дубли, начиная с выпавшего и кончая дублем "шесть-шесть". Если какой-либо ход из цепочки дублей доиграть нельзя, доигрывает противник.
Единичка-двоечка
Игра единичка-двоечка представляет собой разновидность коротких нард и особенно популярна у торговых моряков.
Правила игры такие же, как и при игре в обычные короткие нарды и отличаются только тем, что исходного расположения шашек в этой игре вообще не существует.
Начинается игра, как и короткие нарды - с подбрасывания зар и определения игрока, который будет ходить первым.
Тот игрок, у которого выпало большее количество очков, ходит первым, выставляя шашку в соответствующую лунку, затем он делает ход второй шашкой, используя очки с кубика, брошенного соперником.
Особое значение в этой игре имеют очки 1:2, которые в других нардах редко вызывают радость у игрока. Если выпали именно эти очки, то игрок двигает одну шашку на три лунки вперед, или переставляет одну шашку на одну линию, а другую на две. Но после этого можно сделать еще один бросок и двигать шашки снова.
При каждом броске игрок может ввести новые шашки или использовать для продвижения те, которые уже стоят в лунках. За один ход игрок может ввести одну новую шашку и одну передвинуть. При желании он может использовать все выпавшие очки для продвижения одной шашки из тех, что уже стоят в лунках или из тех, которые еще не введены в игровое поле. Черные будут двигать свои фигуры по часовой стрелке, а белые - навстречу им. В единичке-двоечке, как и в обычной игре в короткие нарды. Имеют место встречные бои, после которых битые шашки необходимо заряжать.
Цель игры - собрать все шашки в своем доме и выбросить их оттуда. Дома, а также направление движения шашек такие же, как и в игре в короткие нарды.
Жакет
Это вариант триктрака, получивший распространение в Англии и Франции в XIX веке. Отличается начальным расположением шашек : все белые линии располагаются на линии 1 дома черных, все черные шашки - на линии 1 дома белых. Остальные правила идентичны.
Жакет почти тождествен отечественной игре под названием "длинные нарды".
Змей
Эта разновидность триктрака популярна в США. Черные шашки располагаются следующим образом: две на линии 1, одна - на линии VIII и по пять - на линиях 12 и VI, как в традиционном варианте. Белые располагаются по две на линиях I, II и III и девять по борту. Играющий белыми обязан ввести все свои шашки в игру с борта и затем делать ходы по обычным правилам.
Исландские нарды
Эта игра была очень распространена в Исландии, именно поэтому и получила такое название. Сложно сказать, от какой именно игры взяли начало исландские нарды, поскольку напоминают как длинные, так и короткие нарды лишь отдаленно.
Шашки при игре в исландские нарды расставляются с правой стороны. Причем игроки могут кинуть жребий или договориться о том, кто будет занимать верхнюю правую четверть, а кто правую нижнюю. Дело в том, что в данной игре от положения шашек зависит, будут ли они нападающими или убегающими. Движение в игре происходит против часовой стрелки. Те шашки, которые настигли убегающие фигуры, бьют их и занимают освободившиеся лунки. Битые шашки не выставляются на бортик, т.е. не возвращаются в игру. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не останется ни одной шашки.
До тех пор, пока шашки из верхней правой четверти не настигнут шашки противника, они будут считаться убегающими, но, сделав круг на игровом поле они настигают шашки противника и становятся нападающими. Таки образом, движение фигур происходит по кругу, до тех пор, пока одному из игроков будет нечем делать ходы.
Когда у игрока останется всего одна шашка, он при желании, независимо от тех очков, которые выпали на зарах, может передвигать ее в угол (линии 24, 19, 18, 13, 12, 7, 6, 1). Оставшиеся же очки переходят противнику, и он может передвинуть свои шашки в соответствии с теми очками, которые достались от противника.
В такой игровой ситуации, когда движение одной шашки происходит по углам доски, особое значение приобретаются очки "1" и "6", поскольку только с помощью этих очков шашки легко передвигать из одного угла в другой.
Игрок с уцелевшими шашками должен всячески пытаться побить эту последнюю шашку и стать победителем.
Но иногда оставшаяся шашка становится практически неуловимой и даже наносит ущерб "вражескому войску".
Кейлс
Эта игра разработана английским математиком Генри Даденеем в начале века.
В один ряд располагают одиннадцать фишек, двенадцатая ставится отдельно. Каждый игрок берет в свой ход или одну фишку, или две, расположенные рядом. Выигрывает тот, кто берет последнюю фишку (или две, расположенные рядом).
Можно располагать в две группы и другое число фишек, 11 - 2; 12-2; 12-4; 12-8.
Короткие нарды
Играют двое на специальной доске. Количество шашек - по 15 у каждого игрока. Шашки расставляются, как показано на рисунке.
Каждый игрок передвигает только шашки своего цвета. Право первого хода разыгрывается так же, как и в длинных нардах.
Строгое правило "взялся - ходи" и наложение вето словом "кестум" - такое же, как и в длинных нардах.
Смысл игры - тот же, что и в длинных нардах. Начинать выбрасывать шашки можно только тогда, когда все они собрались в доме. Ничьей в коротких нардах нет так же, как и в длинных, и окончание партии такое же: как только один из игроков выбросит все свои шашки.
Домом для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, на которой в начальной позиции стоит пять камней.
Если шашка попадает на клетку, занятую шашкой противника, она бьет эту шашку: становится на ее место. Противник выставляет свою шашку за пределы игрового поля.
В коротких нардах, в отличие от длинных, существует возможность ставить на одну клетку (в одну лунку) игрового поля две шашки, одна на другую, что обеспечивает им защиту от боя. Возможность составить сдвоенные шашки определяется броском игральных кубиков.
Нельзя бить сдвоенные (стоящие одна на другой) шашки. Нельзя поставить свою шашку на поле, занятое сдвоенными шашками. Если камень указывает шашке ход на поле, занятое сдвоенными шашками противника, то шашка "не идет". Если шесть полей перед шашкой заняты сдвоенными шашками противника, то эта шашка считается запертой. Она не имеет права передвигаться, пока существует заслон.
Уточнение: нельзя убить шашку противника и "спрятаться", то есть нельзя передвинуть ее тем же ходом так, чтобы она встала на другую шашку и сделалась сдвоенной, что уберегает ее от удара. Можно: убить и накрыть бывшую шашку другой; убить и передвинуть дальше (но не прятаться); убить и выбросить.
Если шашка игрока была убита шашкой противника, то он не может двигать шашки дальше, пока не "зарядится" шашкой противника. Термин "зарядиться" означает ввод в игру битой шашки. Для этого нужно сделать ею ход из-за пределов игрового поля с нулевой позиции в доме противника - так, чтобы для входа в свой дом ей нужно было пройти 19 клеток.
Зарядиться двумя шашками можно обычным камнем (комбинацией очков на двух выброшенных зарах). Если камень образовал дубль
(одинаковые очки на двух зарах), то игрок может зарядиться и четырьмя шашками, если не помешают сдвоенные шашки противника.
Вариант: короткие нарды с даве
"Марса" в этом варианте не существует. Результат партии не зависит от того, успел ли проигравший выкинуть сколько-нибудь шашек или нет. Выигрывает тот, кто выбросил свои шашки раньше.
Любой игрок имеет право перед своим броском предложить противнику либо сдаться, либо прибавить ставку. Право сделать такое предложение в начале партии имеют оба игрока. После того, как предложение сделано и ставка увеличена, право сделать такое предложение имеет противник игрока, уже сделавшего даве. В начале игры следует договориться, идет ли увеличение ставок в геометрической (2, 4, 8...) или в арифметической (1, 2, 3, 4...) прогрессии.
Короткие нарды с даве
Игровые правила в короткие нарды с даве не отличаются от тех, которые приняты при обычной игре в короткие нарды. Единственно отличие нард с даве от обычных коротких нард состоит в том, что ставки в игре по договоренности игроков увеличиваются в арифметической или геометрической прогрессии. Перед тем, как бросить зары, игрок может предложить сопернику сдаться или удвоить ставку. В самом начале партии правом предложения увеличить ставки обладает каждый игрок, затем оно передается игроками по очереди: после того, как один из участников откликнется на предложение и увеличит ставку, право на это предложение переходит к сопернику.
Обычно эта игра начинается с самой минимальной ставки, поскольку в дальнейшем после каждого хода ставки начинают расти.
Кубо
Еще один вариант, где вместо фишек используются монеты. 27 монет располагаются столбиками по три монеты в виде квадрата 3 х 3 из девяти столбиков.
Правила хода:
а) можно снять любую верхнюю монету из любого столбика;
б) можно снять все монеты любого столбика:
в) можно снять соседствующие верхние монеты (две или три) горизонтального или вертикального рядов выкладки.
Проигрывает забравший последнюю монету. Возможен и противоположный вариант.
Можно играть и шестьюдесятью четырьмя монетами. В этом случае выкладывают 16 столбиков по четыре монеты в каре 4х4.
Математическая версия этой игры разработана в 1963 году математиком Бруком.
Мариенбад
Вариант игры в ним, ставший популярным после того, как был показан в фильме "Лето в Мариенбаде". Для игры используется 16 фишек, которые расставляются в четыре ряда: в первом -одна; во втором - три, в третьем - пять и в четвертом - семь фишек.
Начинающего определяет жеребьевка. Игроки поочередно вынимают из какого-либо ряда одну или несколько фишек. Можно забрать даже целый ряд. Из двух рядов одновременно фишки брать запрещается. Проигрывает тот, кто взял последнюю фишку. Впрочем, можно изменить условие с точностью до наоборот: взявший последнюю фишку выигрывает.
Вариант: любое количество фишек располагается двумя неравными группами. Можно брать фишки из двух групп сразу, но только одинаковое их количество из каждой. Выигрывает тот, кто берет последнюю фишку.
Математическое обоснование выигрыша в этой игре дал математик Вихофф в 1907 году.
Матадор
Применяются все правила жакета, пока один из игроков не выбросит на костях очки 4-3, так называемый матадор. После этого он делает ход в соответствии с этими очками, потом ход в соответствии с любым выбранным дублем (четыре по шесть, пять и т. п.), а затем снова бросает кости для внеочередного своего хода. Далее следует играть по общепринятым правилам до следующего появления матадоров.
Ним
Эта игра издавна популярна в Китае. В XX веке математик Чарльз Бутон разработал для нее специальную теорию. Он же дал игре современное название.
Для игры используются фишки (камешки, спички) - всего 15 штук. Можно разыгрывать каждую партию разным количеством фишек. Чем больше фишек, тем больше время розыгрыша.
Фишки делятся на три группы с произвольным количеством в каждой. Право первого хода определяется жеребьевкой. Ходы делаются по очереди. При своем ходе игрок забирает из одной группы одну или несколько фишек. Максимальное количество фишек не определено. Можно взять хоть всю группу целиком. Из двух групп брать фишки за один ход нельзя. Проигрывает тот, кто забирает последнюю фишку.
Вариант: проигравшим считается забравший предпоследнюю фишку. Возможно количество групп более трех.
Погоня
Исландский вариант триктрака. Расстановка шашек: шесть белых шашек на линиях 1-6 и шесть черных - на линиях I-VI. При бросках костей учитываются только единички, шестерки и дубли.
Дубль шесть дает право на удвоение хода (четыре раза по шесть). Прочие дубли не удваиваются. После выбрасывания дубля игрок повторяет бросок, пока на костях не выпадут разные очки.
Шашки, белые и черные, передвигаются по доске против хода часовой стрелки до тех пор, пока все шашки одного из игроков не будут сбиты.
Когда на доске у одного из игроков останется последняя шашка, правила для него изменяются. Этот игрок должен завести свою шашку в ближайший угол доски (линии 1, 6, 7, 12, XII, VII, VI, I). Из этого угла шашки переставляются только при выбрасывании очков один или шесть: дубли один или шесть дают право на два хода как обычный дубль. При выбрасывании единицы шашка передвигается в ближайший угол, при выбрасывании шестерки - через угол. Сбить эту шашку можно только в углу, если она не стоит при этом между шашками противника. Например, нельзя сбить шашку на линии 1, если шашки противника расположены на линиях 1 и 2.
Русский триктрак
Все шашки, белые и черные, вводятся в игру с борта, причем вводятся в дом белых. Далее все они передвигаются в одном направлении 1-12 и XII - I в дом черных и выводятся на двор из дома черных.
Тактик
В игре используется 16 фишек. Они устанавливаются на столе квадратом 4х4. После жеребьевки и определения начинающего поочередно снимают по фишке или более из целого ряда. Обязательное условие - брать фишки, расположенные подряд. При этом квадрат, понятно, распадается на несколько фигур.
В процессе игры можно забирать фишки из наружных рядов этих фигур. Проигрывает тот, кто забрал последнюю фишку. Можно изменить условие на противоположное: забравший последнюю фишку выигрывает.
В эту игру можно играть также с квадратами 5 х 5, 6 х 6, 7 х 7. Можно также располагать фишки треугольником типа билльярдной пирамидки: 1, 2, 3 и так далее фишек в последовательных рядах.
Тбилисские нарды
Игра в тбилисские нарды представляет собой еще одну разновидность длинных нард. Но в отличие от другой разновидности длинных нард - гюльбар, для тбилисских нард необходимо иное расположение шашек перед началом игры. В игре используют два зара, с помощью которых и определяется количество очков и ходов шашек. В исходном положении 11 белых шашек выставляются на 19-ю лунку, а 4 - на 1-ю. Игрок черными ставит свои фигуры в зеркальном отражении: 11 шашек на 7-ю лунку и 4 - на 13-ю.
Правила, согласно которым нужно делать ходы, аналогичны тем, которые используются при игре в длинные нарды. Отличие состоит в том, что в "головы", т.е. из начального ряда, игрок может снимать какое угодно количество шашек и передвигать их в соответствии с выпавшими очками. Но отдельные шашки в лунках передвигают только по одной.
Иногда игроки договариваются, что один ход, выпавший на зарах, можно разбить на два. Например, если выпадает 6 очков, игрок может ходить двумя шашками, передвигая одну на 2, а другую на 4 лунки (2+4). Это допустимо только в случае, если шашки берутся с головы. Движение шашек происходит против часовой стрелки. Дом черных шашек располагается в левой нижней четверти, дом белых - в верхней правой. После того, как шашки соберутся в своем доме, их можно выбрасывать. Победителем считается тот, кто закончит игру скорее. При расчете выигрышей учитывается также разница в выброшенных шашках.
Триктрак
Многие исследователи считают триктрак прадедушкой всех игр, где присутствуют доска и фигуры, а ходы определяются броском костей. Доски и фигуры, обнаруженные археологами при раскопках очагов культуры ранней Месопотамии, существовавшей за 3000 лет до Римской империи, весьма схожи с современными для игры в триктрак.
В этой игре между собой соревнуются двое соперников. Для игры необходимы специальная доска и 15 шашек у каждого игрока - то есть 15 белых и 15 черных. Традиционный вариант триктрака представляет собой описанную выше игру в короткие нарды - ее европейскую вариацию.
Турецкий триктрак
Расстановка шашек: пять белых стоят на линиях 1 в доме белых, шесть - на линии XII. Черные шашки располагаются симметрично. Для игры используется пять костей одновременно без учета дублей. Остальные правила остаются без изменений.